Греки в России

Исторически на территории России, позднее СССР формировалось несколько этнических общностей греков, обладавших общим устойчивым самосознанием.
1. Потомки греков, поселившихся в 17-19 веках в городах России и по побережьям Черного, Азовского морей, в том числе в Крыму. Ныне живут в Москве, Санкт-Петербурге, других городах России и Украины. Самоназвание эллинес, язык - новогреческий в форме димотики.
2. Потомки старожильческого населения Крыма, выведенного с полуострова в 1779 и расселенного по северному побережью Азовского моря. ныне живут в Донецкой области Украины в селах и городах - Донецке, Мариуполе и других. Самоназвание - ромеюс, говорят на диалектах мариупольской гр.новогреч.яз. и на крымскотатарском яз.
3. Потомки греков - горнопромышленных рабочих, приглашенных во второй половине 18 века на земли современной Армении и частично в 1820 годах выселившихся в центральную Грузию. Живут в Армении и центральной Грузии, в том числе в местности Цалка, говорят на центрально-кавказском наречии новогреческого языка.
4. Потомки выходцев из Малой Азии, главным образом из Трапезунда (Трабзона) и внутренних районов Турции. Живут в Аджарии , Абхазии, некоторых районах Центральной Грузии. Самоназвание ромеюс, ныне принята форма понтиос, понтиец данная им Греческой митрополии. Говорят на понтийском, (черноморском) наречии новогреческого языка, в основании которого ионический диалект древне - греческого языка.
5. Потомки переселенцев 19 века из внутренней области Турции, сильно смешанных с другим православным греческим турецким населением. Живут на Цалкинском нагорье в Центральной Грузии. Язык - анатолийский диалект турецкого языка. Самоназвание - урум.
6. Потомки переселенцев 19-20 вв. из Турции, главным образом из Трабзона и Карской области. Живут на Северном Кавказе - в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, в Адыгее и других местах. Самоназвание - ромеюс. Говорят на понтийском (черноморском) наречии с некоторыми небольшими отличиями от предыдущей группы.
7. Потомки греков, подвергшихся насильственному выселению из Крыма (1944), из Абхазии, частично из Аджарии, с Цалки, Северного Кавказа (1949) в Казахстан, Узбекистан, Киргизию. Населяют села и города этих стран. Язык - понтийское наречие. Самоназвание - понтийцы.
8. Потомки греческих политэмигрантов - бойцов народно-освободительной армии, в 1949 эмигрировавших в СССР. Живут в Ташкенте и других городах. Говорят на литературном новогреческом языке. Самоназвание - эллины.
Ныне в России греки компактно живут в сельской местности на Северном Кавказе: в Ставропольском (28,5 тыс. чел.), Краснодарском (свыше 14,8 тыс. чел.) краях, в Северной Осетии (около 3 тыс. чел.), в Адыгее (свыше 1,5 тыс. чел.) и других местах. Все селения этнически смешанные, нарастает процесс понижения доли греческого населения. Кроме того, небольшие группы живут в местах бывшего принудительного поселения: в Коми, Марийской Республики, Мордовии, Удмуртии, Туве, Хакасии, Якутии, Ханты-Мансийском автономном округе (свыше 1 тыс. чел.), Чукотском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе. Всего в сельской местности свыше 30 тыс. чел., в городах около 61 тыс. чел., в том числе в Москве свыше 3,5 тыс. чел. Все греки России владеют русским языком, признают его родным свыше 47 тыс. чел. Греческий признают родным свыше 40 тыс. чел., в том числе в сельской местности - около 17 тыс. чел. (русский - около 13 тыс. чел.). наречия новогреческого языка невзаимопонимаемы. Письменность на наречиях новогреческого языка и на крымскотатарском языке на русской графической основе.


Многие греки поступали на военную и гражданскую службу, пополняли российское дворянство. Наиболее известны Иоаннис Каподистрия (1776-1831), уроженец острова Корфу, находился на русской дипломатической службе в 1809-27, в 1815-22 был статс-секретарем по иностранным делам; в 1827 был избран президентом Греции; представители аристократического рода Ипсиланти, сыновья Константина Ипсиланти (1760-1816), господаря Молдовы и Валахии, эмигрировавшего в Россию: Александр (1792-1828), ген-майор (с 1817) русской армии, участник Отечественной войны 1812, и Дмитрий (1793-1832), офицер русской армии; оба впоследствии деятели Греческой национально-освободительной революции 1821-29. Среди греков Санкт-Петербурга, Москвы, Одессы и других городов были офицеры, купцы, деятели науки и культуры.
Особое значение имела греческая община Одессы: в ней состояли богатые купцы, которые занимались крупными финансовыми операциями, прибыльным экспортом пшеницы. Одесса стала центром национально-просветительской и патриотической деятельности. В 1814 по инициативе Н. Скуфаса, Э. Ксантоса иА. Цакалова там было создано тайное греческое общество Филики этерия ("Дружеское общество"), подготовившее Греческую национально-освободительскую революцию, с 1820 ее руководителем был А. Ипсиланти.
Провозглашение независимого греческого государства сняло главную политическую причину греческой иммиграции в Россию. В последующие десятилетия - на протяжении 19 и 20 вв. происходило постепенное распадение греческих общин Северного Причерноморья. Греки в значительной степени подверглись естественной ассимиляции более многочисленными этносами - русскими и украинцами. В европейской части России и на Украине греки, особенно горожане, ныне по своей бытовой культуре, занятости во всех сферах производства и культуры в принципе не отличаются от русских, сохраняя четкое национальное самосознание.
Исключение составляют несколько сел в Бессарабии и компактная группа мариупольских греков (Украина). Их предки переселились на Крымский полуостров, возможно, из Трапезундской империи до конца 18 века обитали там, концентрируясь на южном берегу и в окрестностях г. Бахчисарай - столицы Крымского ханства. Часть их, главным образом в горных селениях, говорила на диалектах греческого языка, горожане и греки из равнинных районов перешли на крымскотатарский. В 1799 по приказу Екатерины II из Крыма было выведено христианское население - греки, грузины, волохи. Греки были поселены в Приазовье между рр. Волчья, Мокрые Ялы, Кальмиус и Азовским побережьем. При переселении из Крыма было основано 25 сел и г. Мариуполь (первоначально - Мариенполь) - административный центр греческой самоуправляющейся общины. Сначала языком общения между греками, говорившими на мариупольских диалектах (их насчитывается 5 групп), и татароязычными служил крымскотатарский язык, в течение 19 века языком общения стал русский. Ныне мариупольские греки получают образование и информацию на русском и украинском языках; мариупольские диалекты и крымскотатарский язык служат для внутрисемейного и внутригруппового общения, на них также развивается художественная литература. До последней четверти 19 века мариупольски греки жили довольно замкнуто, занимались выращиванием пшеницы и других злаковых культур (на первых порах - овцеводством). С проведением железной дороги пшеница стала экспортным товаром, были построены металлургические и металлообрабатывающие заводы. В 1857 были упразднены органы греческого самоуправления, греческий суд, Мариуполь подчинен гражданскому управлению, в нем разрешено селится людям негреческой национальности. В конце 20 века бытовая культура мариупольских греков сильно урбанизирована. Основное занятие сельских жителей - высокомеханизированное производство зерновых (пшеница, кукуруза). До середины 20 века сохранялся традиционный жилой дом - из саманного кирпича (позже - из обоженного) под двускатной крышей на стропилах, покрытой соломой (позже железом, ныне шифером), с трехраздельной планировкой. Характерны расположенные посередине теплые сени, где располагалась топка печи, под ее огромной вытяжной трубой - очаг для приготовления пищи, тело печи в жилой комнате. По другую сторону сеней - неотапливаемая парадная комната окнами на улицу. Со стороны двора вдоль южной стеныс входной дверью под выступавшей стрехой крыши - галерея. С конца - начала 20 вв. стали строить дома (ныне преобладающие) квадратные в плане, под четырехскатной крышей, многокомнатные со сложной нетрадиционной внутренней планировкой без галереи. Традиционный женский костюм близок к таковому в Греции: еще в середине 19 века женщины носили хлопчатобумажные туникообразные рубахи, длинные, кроенные в талию платья, шерстяные, богато орнаментированные фартуки. Головной убор замужних женщин - длинное легкое полотнище, облегающее лицо и шею, со множеством серебряных подвесок (перифтар, полифтар, пирифтарь, баш явлух и прочее), очнь близок уборам гречанок из метрополии. С конца 19 - начала 20 вв. постепенно перешли к городской одежде. Мужчины уже в 19 веке носилиодежду из фабричных тканей: двубортные куртки, пиджаки, брюки, заправленные в мягкую обувь из одного куска сыромятной кожи (чарухи). Верхняя одежда - овчинные шубы, безрукавки, шапки. Характерен красный или синий мягкий широкий шерстяной пояс. Традиционный общественный праздник - панаир (от греческого панигирис) - первоначально престольный праздник и одновременно символ единения сельской общины, сопровождался коллективной трапезой (поедание жертвенного животного) и спортивными состязаниями (скачки, борьба), ныне это - праздник села.
Основная миграция греков на Кавказ началась со 2-ой половины 18 века с приглашением греческих горнопромышленных рабочих из Эрзерумского пашалыка на армянские земли. Они работали на Ахтальских и Алавердских свинцово-серебряных рудниках, образовав несколько сел. В 1829 частично переселились на Цалку. С переходом к России по Туркманчайскому миру 1828 с Ираном ханств Эриванского и Нахичеванского (Восточная Армения) туда стали переселяться христиане, в том числе греки из Ирана. К началу 19 века переселенческая волна из Турции усилилась, в 1810 в Тифлисе учрежден "Комитет по переселению христиан из Турции на Кавказ". Возникли поселения в Цинцкаро, Дманиси и других. По Адрианопольскому миру 1829 к России отшло черноморское побережье от реки Кубани до Аджарии, а Карс, Ардаган, Баязет, Эрзерум возвращались Турции. Из этих областей переселенцы - христиане направились в пределы России; пополнялись уже основанные поселения (на Цалке и другие), возникали новые (Цихис-Джвари в районе Боржоми и другие). В 1860-х гг. происходило переселение греков из Трабзона, в частности, они образовали в Сухуми матросскую слободу. С переходом по Сан-Стефанскому миру 1878 к России Карса, Ардагана, Баязета, Батуми многие греки двинулись туда (в Карсской губернии они составили свыше 11 % населения). С 1860-х началось заселение греков Северного Кавказа - Прикубанья, Ставрополья и других. В 1915 вследствие преследований турецкого правительства на территории России, преимущественно в Эриванскую и Тифлисскую губернию, хлынули беженцы - армяне, ассирийцы, греки. В годы 1-й мировой войны греки из Трабзона и других мест Турции переселялись в Закавказье, в том числе в Аджарию, на Северный Кавказ, частично в Крым. В 1917 был создан Центральный союз понтийских греков со штаб-квартирой в Екатеринограде, ставивший целью создание независимой Понтийской республики (при содействии желающих выехать в Грецию). Падение Грузинской Демократической Республики (1921) и образование (1922) СССР пресекло эти планы. В 1921 Карс вновь вошел в состав Турции; оттуда греки перебрались преимущественно на Северный Кавказ, в Прикубанье, где расселялись по греческим селам, а также в городах. Последняя переселенческая волна греков из Турции в Россию, в частности на Кавказ, связана с решением Лозаннской конференции 1922-23 о взаимном обмене греческого и турецкого населения.

Культура греков Закавказья - это часть переднеазиатского культурного комплекса. Греки заняты скотоводством и горным земледелием, которое имеет специфические направления; в Аджарии - разведение чая и цитрусовых, в Абхазии - табака и садовых, овощных культур, в Центральной Грузии преобладают земледелие и садоводство, на Цалке товарная культура - картофель. Ремесленники - отходники греки были известны в России еще тогда, когда они проходили в поисках работы из Трабзона. Греки - признанные мастера-камнерезы и строители, горные рабочие (в Армении и в районе Рустави в Грузии), среди современных занятий - обслуживание курортной зоны. Поселения моноэтничные (центром нового поселения становились церковь и школа, вокруг располагалась скученная жилая застройка) или совместно с коренными народами, в городах первоначально формировали отдельные кварталы, зачастую вокруг церкви. Жилые дома двух исходных типов: 1) т. н. земляные - углубленные в землю, с каменными стенами, с плоскими перекрытиями, засыпанными землей, иногда с верхним световым отверстием, которое зачастую располагалось над открытым очагом; близки постройкам других народов Передней Азии и Кавказа, сохранялись в Восточной Армении до рубежа 19 - 20 вв., на Цалке до середины 20 века; 2) дома на горном склоне, двухэтажные (на 2-й этаж ведет внешняя лестница), каменные под четырехскатной крышей на стропилах, крытой черепицей (ныне - шифером, алюминием, жестью); близки грузинским потройкам, многокомнатные, как правило, с галереей вдолб 2-го этажа. Традиционный костюм греков Закавказья также переднеазиатского типа: шапочки на твердой основе с мягким покрытием, украшенные монетами или бляшками, свисающими на лоб (такие шапочки еще донашивают некоторые пожилые женщины на Цалке), несколько головных платков, надеваемых друг на друга, обвязанный вокруг талии платок вместо фартука и другое. Одновременно сохранились воспоминания о специфической одежде из Трабзона (используется фольклорными ансамблями). Со 2-й половины 20 века практически все греки (за исключением пожилых женщин) носят одежду общеевропейского городского типа. К традиционным блюдам из муки, крупы, молочных продуктов, огородных и дикорастущих растений добавляются заимствования армянской и грузинской кухни, например, блюда из фасоли и тому подобное. Большое значение имелоа домашняя выпечка хлеба (отчасти сохраняется и ныне).
Насильственное переселение значительных масс греков в Среднюю Азию и Казахстан привело к формированию там специфического культурного комплекса (разведение садовых культур и винограда). Утрачены этнические традиции в одежде, утвари, домашней обстановке и тому подобное; в прикладном искусстве заметны влияния восточных культур.
После переселения и расселения греков на побережье Черного моря, в Прикубанье и далее на восток (территория современной Российской Федерации) постепенно первое место в земледельческом хозяйстве заняла пшеница, выращивали также рожь, ячмень, просо, овощные и бахчевые культуры, виноград, подсолнечник (из него давили масло). Главной товарной культурой с последней четверти 19 века стал табак. Применяли трехпольный севооборот. Сельскохозяйственные машины были преимущественно фабричные, самодельный инвентарь - вилы, грабли итак далее. Ток - круглая утрамбованная площадка, смазанная глиной, смешанной с соломой (или половой), по ней по кругу гоняли лошадей, которые таскали ребристый каток (каменный или цементный) и молотильную доску - ее нижняя поверхность с набитыми кремневыми (позже железными) лезвиями измельчала солому (для корма скоту). Такой способ молотьбы был характерен для всей южной полосы. Тягловой силой служили лошади, волы и буйволы (буйволиное молоко употребляли в пищу). На морское побережье получило развитие рыболовство. В степных районах разводили овец. Ткачеством не занимались, но из шерстяных ниток вязали всевозможные предметы одежды и утвари. Ремесленники: каменщики, строители, пекари, сапожники, изготовители кирпичей и черепицы. В Новороссийске работали на цементном заводе и в порту.
После коллективизации сохранялась специализация сельскохозяйственного производства: полеводство (с преобладанием пшеницы), овощеводство (бахчевые и огородные культуры), табаководство. Греки Северного Кавказа заняты в промышленности, сферах культуры и образования, а также в обслуживании курортной зоны.
Сельские поселения греков Северного Кавказа уличной, квартальной планировки. Дома повернуты к югу длинной стороной, на ней расположена входная дверь, зачастую под выступающей стрехой крыши. Со временем дома и надворные постройки оказывались стиснутыми на небольшом пространстве и от традиционного расположения дома отказывались. Особенно тесная застройка в приморской курортной полосе. Усадьбы заполняются всевозможными пристройками, вдоль дощатых заборов, отделяющих усадьбы от улицы, протягивают крытые завесы.
До коллективизации хозяйственный двор располагался за домом: амбар для зерна и муки, поднятый на каменные подставки (иногда вместо него - зерновые ямы), стойла для лошадей, помещение для скота, сараи для инвентаря и транспортных средств. В конце усадьбы - ток (некоторые хозяева его сооружали непосредственно на поле). Значительное место занимала защищенная плетнем от ветра площадка для просушивания табака. Для огорода и сада практически места не оставалось.
Традиционные дома нескольких видов: 1) из дубовых бревен (сруб) или дубовых плах (закладная техника, плахи вертикально встроены в нижнюю и верхнюю бревенчатую обвязку); 2) на деревянном вертикальном каркасе, заплетенном хворостом, обмазанном снаружи и изнутри глиной, смешанной с соломой (ныне деревянные конструкции не используют); 3) из самодельных саманных кирпичей; 4) со стенами из двух рядов кирпичей - изнутри саманных, снаружи обожженных; 5) со стенами из саманных кирпичей, обложенных снаружи бетонными плитами. Все дома наземные на каменном (позже кирпичном, ныне зачастую цементном) фундаменте без подвалов и погребов, снаружи оштукатурены или обмазаны глиной и побелены. Крыши четырехскатные на стропилах, крыты ржаной соломой, камышом (в прошлом), черепицей, толем, рубероидом, шифером. Потолки подшиты досками, побелены. Полы на первых порах глинобитные, подмазка их периодически возобновлялась, позже и ныне - дощатые. Вдоль южной стены под нависающей стрехой крыши, подпертой столбами, - галерея (иногда и с западной стороны, чтобы предохранить дом от влажных западных ветров), ныне почти нигде не сохранившаяся.
Традиционная планировка - трехраздельная с сенями посередине, по одну их сторону жилая отапливаемая комната, по другую - холодная парадная. В сенях располагался открытый очаг под широкой вытяжной трубой (чах), а за ним топка невысокой печи, дым которой выходил под ту же трубу, а тело помещалось в комнате. на очаге варили пищу, поместив посуду на железные подставки, на раскаленной черепицы жарили рыбу. Хлебные печи выносили за пределы дома на усадьбы. Позднее строили многокомнатные дома с печным (ныне также паровым) отоплением.
Практически утрачена традиция внутреннего убранства жилого дома, сохранились лишь воспоминания о размещении икон с лампадой в восточном углу парадной комнаты, о приеме пищи в семейном кругу за низким круглым столиком.
В период переселения в Россию греческих женщины сохраняли традиционный костюм: туникообразную рубаху, ее украшенные вышивкой длинные рукава были видны из-под срезанных углом рукавов платья; черное платье (фистан) с длинными рукавами, в его глубоком вырезе виден был отдельно надевавшийся нагрудник красного цвета; верхнюю распашную одежду (зипун) из черной шерстяной материи, кроенную в талии с облегающим лифом и широкой юбкой. Обязательно было ношение фартука (фотан). Вокруг талии обертывали черный, отделанный бахромой платок (шал, мандил), сложенный углом так, что его узенький мысик приходился сзади или спереди. Лет с 12 в течение всей жизни женщины появлялись на людях с покрытой головой. Праздничный головной убор - шапочка (митра, тапа) из мягкого материала с твердым ободком из легкого металла, на который прикрепляли монеты так, чтобы они свисали на лоб, вдоль щек спускались прикрепленные к ободку серебряные или золотые цепочки, заканчивающиеся большими монетами. Поверх шапочки повязывался легкий платок. В будни носили платки, завязанные под подбородком. Девичья прическа - две косы, замужние женщины складывали волосы на затылке узлом. В холодную погоду женщины закутывались в шали, специальной теплой одежда не имели. Постепенно перенимали одежду окружающего русского (преимущественно казачьего) населения: в первые десятилетия 20 века женщины носили длинные юбки, облегающие блузки, головы покрывали легкими шарфами, а часто оставляли и непокрытыми.
Мужчины носили двубортные куртки и брюки, заправленные в сапоги. Крестьяне зачастую носили узконосую обувь из одного куска сыромятной кожи, прикрепляемую к ноге длинными кожаными шнурками (чарухи). Зимой - тулупы мехом вовнутрь, плоские барашковые черные шапки с матерчатым донцем, в теплую погоду - фуражки. Мужчины быстро приобщались к городской моде: рубашки-косоворотки, подпоясанные узкими ремешками, пиджачные пары и тройки, ботинки составляли парадный костюм.
Греки Западного Закавказья в первые десятилетия носили узкую черного или темно-синего цвета куртку и жилет, штаны (вракин) широкого покроя до колен с узкими, облегающими ниже колен гамашами, на голове башлык, украшенный кистью. Этот костюм близок костюму греков метрополии, особенно островов.
Примерно с 1920-х гг. сельские жители перешли на общеевропейские городские формы одежды. Ныне повседневный и ритуальный костюм не имеет этнической специфики.
Преобладала молочная, овощная, крупяная и мучная пища. Изготовляли различные сорта сыра: мягкий, подсушенный и присоленный, сухой, засушенный на солнце, заготовляемый на зиму, соленую брынзу из овечьего молока и тому подобное. Масло сбивали в деревянной маслобойке с широким туловом, подвешенной в горизонтальном положении, путем раскачивания; пахту употребляли на изготовление мягкого жирного творога. Крупяные супы заправляли сыром и зеленью. Для домашнего приготовления небольшого количества крупы имелись каменные зернотерки. Из теста изготовляли всевозможные пироги с сыром и зеленью, лапшу. Употребляли дикорастущие растения: лебеду, дикие чеснок и лук и тому подобное. Выработались различные способы заготовления овощных приправ впрок. Растительное масло изготовляли из подсолнечника (жмых идет на корм скоту). Сласти делали из загустевшего вываренного сока сахаристых культур (сахарного тростника, арбузов). Древние земледельческие традиции отразились в поминальном блюде, известном по всему греческому ареалу: каша из цельных пшеничных зерен (местное название коккия, от греческого коккос, зерно, в древних говорах - колива, отсюда же русская кутья). Для греков Черноморского побережья характерны блюда из жареной рыбы: хамсы, барабули и другие. Употребляли своеобразные приправы - мидии, древесных улиток и тому подобное.
Вынужденные миграции привели к отрыву повседневной жизни, протекающей среди преобладающего русскоязычного населения, от традиционных верований и представлений, обеднили фольклорный фонд. Сохранились лишь отрывочные сюжеты и действа, коллективистский характер празднования наиболее популярных православных праздников: Пасхи и дня св. Георгия. Коллективная трапеза в Георгиев день, а также в честь местных храмов трактуется как искупительная жертва. Сохранились слабые следы почитания священных мест, источников (паломничества к ним превратились в народные гуляния с обязательным зажариванием на вертеле бараньей туши по древней балканской традиции), морской стихии (традиционное отпускание креста в море в день Крещения - Богоявления), магии свежей зелени (украшение церквей и жилищ пахучими травами в день Троицы). Некоторые традиции соблюдаются в дни календарных праздников: колядование (хвалебное песнопение) на Новый год (как и на Рождество), который отмечается как день св. Василия: среди ряженных непременны маски "коня" или "козы" и группа персонажей ("старик", "старуха", "невеста", "дьявол", он же "арап", и другие), в действиях которой, в частности, в травестизме , отражается семейно-брачная магия. Характерно обилие колокольчиков на костюмах главных персонажей. В последнее время обряды колядования сближаются со славянскими.
Сохраняются национальные танцы (преимущественно коллективные, реже парные), песни под аккомпанемент трехструнной смычковой лиры (кеменджи), а также бубна и гармоники.
Тенденция к культурному и общественному единению российских греков обозначилась уже в начале 20 века, что выразилось в учреждении школ, театров, училищ, основании газет и журналов (в Батуме, Ростове -н а - Дону, Екатеринодаре, Одессе и других), создании греческих клубов. Греческая художественная литература выходила на греческом языке и на местных диалектах и наречиях. Меценатство греческих предпринимателей направлялось на поддержание образования, религии, просветительских учреждений и на обустройство греков, спасавшихся в России от репрессий на территории Османской империи. В 1920-е гг. государственная политика была направлена на формирование "сов. греческого самосознания", что предполагало отрыв греческого СССР от Греции. В 1928-1939 существовала национальная греческая автономия: были созданы греческие национальные районы - на Украине, в Абхазии, на Цалке, на Северном Кавказе (с центром в ст. Крымская, современный город Крымск), в местах смешанного национального расселения - национальные сельсоветы. Издавались газеты, журналы, книги, в том числе детские, работали школы, педучилища (в Мариуполе, Сухуми, Краснодаре, Цалке), создавались школьные учебники, обучались грамоте взрослые. Все издания переводились на народную форму - димотику. В 1927 упрощена графика, впоследствии письменность переведена на русскую графику, что помешало грекам - понтийцам в дальнейшем осваивать современную литературу греческого языка. Создавались общественно - просветительские объединения, музеи ( в 1926 при краеведческом музее в Мариуполе была организована греческая секция). Активно публиковались писатели и поэты: Георгий Костоправ, Антон Шапурма, Григорий Данченко, Леонтий Кирьяков. Развитию культуры служили греческие клубы и театры, любительские кружки.

© 2004 MacMediaSoft, LLC Website monitoring by jaGuard.net